5 - 6 лет


Показатели речевого развития детей 5-6 лет.

Звукопроизношение.
Смешение [л,р,с,ш] в многосложных словах, где есть оба звука (сушки, кораллы).

Слоговая структура слова.
Правильно произносят предложения с большой концентрацией сложных слов (Водопроводчик чинит водопровод).

Фонематическое восприятие.
1. Показ на картинках слов- паронимов (коза-коса, мишка –мышка).
2. Выделение [р] из ряда звуков  (п, т, с, р, л, р).  
3. Выделение [м],[р]из слов.
4. Выделение ударных гласных в начале слова (Аня – а).

Развитие словаря.
1. Употребляют сущ., обозначающие профессии (повар, учитель..).
2. Употребляют прил., обозначающие признаки предметов (шерсть - мягкая, пушистая, черная)
3. Употребляют наречия, характеризующие отношения людей к труду (аккуратно, вежливо, трудолюбиво....)
4. Употребляют гл., характеризующие трудовую деятельность людей (ремонтирует, учит, лечит...)
5. Употребляют слова со сходным значением, с обобщающим значением (веселится, радуется...)
6. Приллагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют точно по смыслу.

Развитие грамматического строя речи.
1. Морфология.
- Совершенствуется умение согласовывать в предложении сущ. с числ., прил. (два черных сапога, пять синих васильков)
- Формируется умение использовать несклоняемые сущ. по образцу. (у меня пальто, отдай всем ребятам пальто...)
2. Словообразование.
- Образуют форму мн.ч. сущ., обозначающих детёнышей животных теленок -телята)
- Образуют однокоренные слова по образцу. (снег - снежный, мороз - морозный...)
3. Синтаксис.
- Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения.
- Учатся пользоваться прямой и косвенной речью.

Развитие связной речи.
1. Совершенствуется диалогическая (беседа) и монологическая речь (самостоятельное высказывание)
2. Поддерживают непринуждённую беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них.
3. Развивается умение связно, последовательно пересказывать  небольшие литературные тексты без помощи взрослого.
4. Самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете,  по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из  личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события.
5. Составляет небольшие рассказы творческого характера.