вторник, 14 марта 2023 г.

Слоговая структура слова

Что необходимо для формирования правильной слоговой структуры слова?

1. Обследование у логопеда (для получения систематической или консультационной помощи)

2.Работа строится от простого к сложному ( стечения гласных: ау, уи; прямые слоги:па, ну; к словам ) Слова отрабатываются в определенной последовательности (предложена ниже), и, внутри каждого класса отрабатывается фраза, стих, рассказ из ранее изученных типов слов. Переход на следующий этап, возможен только после отработки предыдущего.

Типы слов (по А.К.Марковой)

1 класс – двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2 класс – трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3 класс – односложные слова (дом, мак).

4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом (диван, мебель).

5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, тюльпан).

7 класс – трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8 класс – трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9 класс – трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10 класс – трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14 класс – четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).


3. В начале материал предлагается отраженно (т.е повторение за взрослым), а затем переход на самостоятельную речь- название картинок. сотавление предложений по образцу и т.п

4. Слова необходимо произносить четко, медленно, возможно отхлопывание (т.е деление слов на слоги, но при этом взрослый должен сам правильно воспроизводить деление)

5. Ребенок должен понимать то, что ему предлагается прозносить.

6. Важно! При отборе слов необходимо учитывать звукопрозношение ребенка (если ребенок не произносит звук Р, соответственно отбирать те слова, в которых данный звук отсутсвует.


Нормы развития слоговой структуры слова
у детей разной возрастной категории:
(использован материал с сайта: http://39frspb.caduk.ru/p82aa1.html)

3 года: воспроизведение слов, состоящих:
-  из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
-  из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Дети школьного возрастадолжны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:
- чтение слов сложной слоговой структуры;
- чтение предложений, насыщенных словами разного типа;
-  чтение скороговорок;
- списывание сложных слов и предложений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий