воскресенье, 20 октября 2013 г.

ДОГОВОРКИ (немножко теории)


ДОГОВАРИВАТЬ, договорить что, говорить до конца, досказывать, высказать слово, речь, все, что хотел сказать, либо что следовало.
Велико значение договорок при работе с детьми с ОНР, так как они позволяют исправлять нарушенное звукопроизношение  на этапе автоматизации звука на уровне слова. Поскольку  словарь детей с речевым нарушением ограничен,  то подобрать достаточное количество слов для закрепления пройденных звуков и для выработки отчетливого произнесения слов бывает трудно. В этом случае договорки приходят к  нам на  помощь, так как некоторые слова могут встречаться неоднократно и изменяться в числе или падеже, что соответственно дает возможность коррегировать нарушенный грамматический строй речи. Помимо этого договорки позволяют развивать фонематический слух, внимание, мышление, образную речь детей, обогащают словарь разными существительными, прилагательными, глаголами, образными выражениями, начальными формами словесного творчества.       
          Нажмите  на ярлык ДОГОВОРКИ (справа столбец) вам будут  представлены договорки на звуки С, С', З, З', Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Л', Р, Р'. Договорки для каждого звука систематизированы в таблицах (для каждого звука своя таблица)  и разделены на 3 колонки: в начале, середине и конце слова ( за исключением звуков Ж, З, З', т.к звонкие звуке оглушаются в конце слова). Подобранный таким образом материал позволяет автоматизировать звук  в начале, середине или  конце слова, а так же удобен для подбора лексического материала при закреплении умения ребенка определять позицию звука на фоне слова, тем самым закрепляя знания, полученные на занятиях по обучению грамоте.  В пособии так же представлены договорки со словами, содержащими смешиваемые при произношении звуки.

Приемы работы с договорками:
  1. «Договори» или «Угадай – ка»
Взрослый зачитывает знакомые ребенку стихотворные строки, без последнего слова. Ребенок должен вспомнить и назвать необходимое слово.
  1. «Весёлая компания, удвой своё внимание!!!»
Данное упражнение предлагается  для развития внимания детей. В нем стихотворная строка подразумевает подбор слова, которое не соответствует содержимому.
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
  1. «Слово – подскажи, где звук определи»
В этой игре ребенок не только договаривает слово, но и определяет позицию звука.
  1. «Стих договори, слово запиши»
Данный вид деятельности применяется в том случае, если ребенок освоил письменную речь.
  1. «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих
Вдруг споткнулся и притих
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Е. Серова


Комментариев нет:

Отправить комментарий