суббота, 16 августа 2014 г.

Автоматизация звука в слогах


Универсальные приемы


Условные обозначения:
[C] - словесные, [K] – дидактические (использование картинного материала, подручных средств). В случае, если игру можно провести двумя способами рядом с номером задания будут использованы оба символа [C К]
1. [C]  «Соединяй-ка»
Ребенок соединяет автоматизируемый звук с тем гласным звуком, который предлагает взрослый.

2. [K]  «Тихо, громко – не зевай! Слоги за мной ты повторяй»
Ребенок  «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

3. [K]  «Веселые мячики» /нарисованные, вырезанные, разноцветные мячики/
Мячики лежат на столе. Ребенок подбрасывает мячики пальчиком и каждый раз произ носи по одному слогу.  Затем как – бы сбрасывает мячики вниз и снова произносит слоги. Это упражнение мож но выполнять 2-4 раза, постепенно увеличивая скорость. Задание может варьироваться, например:  при движение  вверх – прямые слоги, вниз – обратные.

4. [K]  «Коль звоночек услыхал – всё ты правильно сказал!» Оценивание правильности того, что произнес ребенок  звонком  в колокольчик. При хорошем самоконтроле ребенок может оценивать себя сам.

5. [K]  «Колечко надевай – слоги повторяй»
Ребенок массажным кольцом массирует поочередно пальцы, надев кольцо на палец произносит слог с автоматизируемым звуком (самостоятельно, либо повторив слог за взрослым)

6. [K]  «Кнопочки»
Ребенок проговаривает слог с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.

7. [K] «Пирамидка»
Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды.
8. [C] «Иностранцы».
Повтор слоговой цепочки за ведущим (например: с изменением интонации, последовательности слогов, с определенным ритмом)

9.  [C] «Маленькие ножки, бежали по дорожке…»
Ребенок переступая пальчиками по столу припоминает слоги с заданным звуком.
10. [K] «Фигуры большие и маленькие»
В зависимости от величины фигуры ребенок говорит, то тихо, то громко.
11. [K]  «Синяя (зеленая) лесенка»
Ребенок шагает пальчиками  по лесенке, на каждой ступеньке называет слог. Если звук произнесен неверно - шаг назад.

Задания, позволяющие закрепить знания, полученные на занятиях по обучению грамоте.


11. [K]  Произносить (читать) слоги:
- с изменением ритмического рисунка;
- с изменением ударения;
- с чередованием гласных.

12. [K] «Ты на звуки посмотри – слоги быстро назови»
/Данная игра используется в том случае, когда ребенок не обладает навыком чтения и используется после того, как ребенок знакомится с символами гласных и согласных звуков. Используется как при прямых, так и при обратных слогах./
На стол выкладываются символы гласных звуков, ребенок выбирает заданный согласный звук (характеризует его)  и сливает заданный звук с каждым гласным.

13. [K]  «Веревочка въётся – мне всё удаётся!»
Ребенок наматывает шнурок на палец и припоминает все знакомые слоги с заданным звуком.

14. [K]  «Мячик»
Бросив мяч, который  катится по заданной траектории, ребенок произносит  все знакомые слоги с заданным звуком.
15. [K]  «Ромашка»
В середине цветка написан автоматизируемый звук, на лепестках гласные, ребенок читает, соединяя буквы (от середины к лепесткам и наоборот)
16. [K]  «Веер»
Ребенок перебирая веер, называет слоги с гласными буквами (написанными на веере)

Комментариев нет:

Отправить комментарий