пятница, 29 августа 2014 г.

Автоматизация звуков в словах

Универсальные приемы

Условные обозначения:
[C] - словесные, [K] – дидактические (использование картинного материала, подручных средств). В случае, если игру можно провести двумя способами рядом с номером задания будут использованы оба символа [C К]


  1. [C]  «Договори»
Взрослый зачитывает ребенку знакомый стих, либо рифмованную строфу, которая подразумевает однозначный ответ словом,  в котором есть заданный звук.
Дин-дон, дин-дон
В переулке ходит …(слон)
  1. [C] «Отгадай загадку»
Взрослый зачитывает ребенку загадку, отгадка содержит слово на автоматизируемый звук.
  1. [C К] «Запомни, повтори»
На слух, либо зрительно ребёнок должен запомнить данные слова и повторить (количество предложенного материала  должно соответствовать возрасту, либо индивидуальным возможностям ребенка).
  1. [K]  «Назови знакомые предметы»
Ребенок называет картинки (набор картинок предложен взрослым) с заданным звуком
  1. [C] «Закончи словечко»
Взрослый называет слова (в которых заданный звук стоит в конце слова), а ребенок называет последний звук, затем повторяет полученное слово.
  1. [K]  «Чудесная коробочка» или «Чудесный мешочек»
В закрытое, от глаз ребенка, пространство помещаются предметы  (желательно, что бы ребенок мог иметь возможность заранее познакомиться с предметами тактильно), ребенок не доставая предмет из мешка должен назвать, что находится у него в руке.
  1. [K]  «Что изменилось?»
На столе лежат картинки, ребенку предлагается назвать их и запомнить, как они расположены. Картинки перекладываются местами, либо  прячутся. Ребенок должен сказать что произошло.
  1. [C]  «4 лишний»
Ребенку из предложенных слов предлагается найти лишнее (конечно же с автоматизируемым звуком).
курица, цыплёнок, овца, львица                                       танцор, официант, цыган, милиционер
хлебница, конфетница, вафельница, яйцо
  1. [K]  «Собери цветочек”
Собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
  1. [K]  «Лево - право»
- Называть слова слева направо и наоборот.
- Назвать картинку, которая находится в верхнем  правом углу, в нижнем левом углу…
- Положи картинку в нижний правый угол.
11. [K]  «Карусель»
- Быстро 3 раза назвать всю серию, ускоряя темп.
- Назвать ряд картинок, каждый раз меняя последовательность.
12.  [K] «Бег с препятствием»
Взрослый раскладывает перед игроками ряд из картинок.
Варианты игры:
1. Каждый «спортсмен» поочередно должен «пробежать» по дорожке из картинок туда и обратно, ни разу не споткнувшись.
Язычок споткнется —
Бегун назад вернется.
2. Взрослый фигуркой из киндер – сюрприза перепрыгивает хаотично с картинки на картинку, а ребенок должен без ошибок называть слова, которые встречаются у него на пути.
13. [K]  «Песочные часы»
Ребенок вспоминает и проговаривает слова, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
14. [K]  «Шарик»
Во время произнесения слов дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
15. [K]  «Лови ошибку!»
На столе раскладывается множество картинок. Логопед указывает то на одну, то на другую, произнося их названия то правильно, то неверно. Например, самовар он называет чайником, скрипку — гитарой, вместо слова «лось» говорит «олень» и т. д.  Игрок, первым заметивший ошибку, правильно и четко произносит название картинки и забирает ее себе. Побеждает тот, у кого к окончанию игры будет наибольшее количество картинок.
16. [K]  «Логопедическая гармошка»
Перебирая гармошку, ребенок смотрит  на рисунки и называет нарисованные предметы. Повтори упражнение несколько раз. Затем не глядя на гармошку, надо вспомнить слова, которые называл
17. [K]  «Часики».
Ребенок проговаривает слово столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
18. [K]  «Мяч передавай – слово называй»
Дети передавая мяч друг другу придумывают слова с заданным звуком.
19. [K]  «Дорисуй и назови»
Взрослый предлагает ребенку дорисовать предмет (на листке карандашом, на асфальте мелом, на земле или на снегу палкой), а затем назвать его.
20. [C]  «Носорог»
Съел ненасытный Носорог
У разных слов их первый слог.
Сказать скорее нужно вам,
Какими были те слова.
Взрослый называет короткие слова, либо 2 часть слова и говорит, что во всех словах пропал один и тот же слог…. Дети произносят слог, а затем повторяют 2 часть слова, которую предлагает взрослый
Например: СО, Слова: Боль — ... (соболь). Кол — ... (сокол). Весть —... (совесть). Ус — ... (соус). Я — ... (соя). Ты —... (соты). Вы — ... (совы). Да — ... (сода).
21. [K]  «Слова с начинкой»
1. Взрослый  называет длинные слова, внутри которых «спрятаны» короткие слова — названия картинок. Например, он говорит слово «какОСЫ». Дети быстро произносят короткое слово «ОСЫ» и ставят свои указательные пальчики на соответствующую картинку. Самый сообразительный и ловкий игрок (или все угадавшие) получает призовую фишку (счетную палочку, например). Побеждает обладатель наибольшего количества фишек.
2. В этой игре все происходит прямо противоположно. Взрослый называет короткое слово «СОК», а дети должны придумать слова внутри которых оно будет спрятано «пеСОК», «туеСОК», «СОКол», «голоСОК».


Одушевленные и неодушевленные предметы.


19. [K]  «Пройди по дорожке»
- пройди по волнистой дорожке и называй слова, которые отвечают на вопрос кто?;
- пройди по прямой дорожке и называй слова, которые отвечают на вопрос что?.


Согласование в роде, числе, падеже.


20. [C К] «Чепуха» или «Человек – рассеянный»
1. Взрослый  дает игроку, исполняющему роль Рассеянного, стопку карточек, перевернутых рисунками вниз. Остальные игроки поочередно задают Рассеянному всевозможные вопросы. Ответ на любой вопрос Рассеянный находит, раскрывая очередную верхнюю картинку своей стопки. Беседа при этом может получиться очень забавной, например:
  • Как тебя зовут?
  • Сахарница.
  • Где ты живешь?
  • В стакане.
  • На чем ты спишь?
  • На велосипеде.
  • Чем ты чистишь зубы?
  • Стулом.
2. Вариантом словесной игры является быстрый ответ на вопрос, словом в котором содержится автоматизируемый звук.
20. [C] «Закончи предложение»
У кошки не ноги, а мягкие ... (что?)
21. [K]  « Сто вопросов, сто ответов. Но все ответы со звука этого (взрослый показывает обозначение звука нужным символом)»
Взрослый  бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука С.
— Как тебя зовут? — Степа  (Света).
— Назови свою  фамилию? — Степанова.
— Откуда ты приехала? — Из Саратова.
— Какой подарок ты повезешь родным? — Стулья.


Образование многосложных слов


21. [C К] «Соедини ладошки»
Ребенку предлагается положить на ладошки слова: на одну – пыль, на вторую  - сосет. Объединяя ладошки, вместе предлагаем объединить слова, так что бы получилось новое слово: пылесос. Т.о. просим разделить слово на слова


Подбор антонимов


22. [C К] «Перевертыши» или «Слова – наоборот»
Взрослый предлагает ребенку набор слов, а ребенок подбирает антонимы (конечно же, с автоматизируемым звуком). Например:  Одинаковые –разные
Чистый-грязный
Соединять-разъединять
Слава-позор
Восход-закат
Прощаться-здороваться
Падение-взлет


Подбор родственных слов


23. [C К] «Какое слово лишнее?»,  «Слова родственники»
Игры, которые помогают в первом случае – исключить слово, которое не является родственником (соль, соленый, солнечный, солить); во втором – подобрать слова родственники (снег, снежок, снегурочка, снежинка и т.п)


Подбор синонимов


24. [C]  «Скажи иначе», «Уточним», «Кто тут лишний?», «Кто назовёт больше?»
Как говорят о человеке, который выполняет всё с большой скоростью?
Быстрый, проворный, торопливый, молниеносный, стремительный.


Образование существительных, прилагательных  с
уменьшительно-ласкательным суффиксом.


24.  [C К] «Назови ласково», «Большой - маленький», «В гостях у гнома»
1. Взрослый называет предмет, качество, ребенок образовывает сущ., прил. с ум.- ласк. суф.
2. Ребенку показывают картинки с предметами разной величины и предлагают подобрать к каждой картинки слово, так что бы было понятно о какой картинке идет речь.
25. [C К] «Слово получай и скорее уменьшай»
Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы в нем появился уменьшительно – ласкательный суффикс.


Образование существительных, прилагательных  с
уменьшительно-ласкательным суффиксом.


25. [C К] «В стране великанов»
Каждый предмет, который попадает в страну великанов, превращается в огромный.
Дом – домище, кот – котище…


Образование притяжательных прилагательных


25. [C К] « Чей? Чья? Чьё?», «Чьи хвосты?», «Чьи вещи?»
Ребенку предлагается изменить слово так (подобрать картинки), что бы было понятно, кому принадлежит вещь, предмет, часть тела.


Образование прилагательных сравнительной степени


26. [C] «Сравнилки»
Ребенку предлагается сравнить 2 предмета.
Светлее, сочнее, смелее, смешнее, острее, старее.


Образование приставочных глаголов


27. [C К] «Измени по образцу» , «Что сделал(а)?», « Я конец, а ты начало. Начинаем все сначало.»
1.  Ребенку дается образец образования глаголов с приставками. Ребенок следуя ему, образует глаголы с новым значением (мерзла – замерзла, вязала –завязала…)
2. Ребенок,  манипулируя каким – либо предметом совершает действия  и называет их (ехал, заехал, переехал…)
3. Взрослый предлагает основное слово и произносит начало предложения, в конце которого надо изменить основное слово так, что бы оно подходило по смыслу.
Я сумку нес, и в дом … (занес)


Образование относительных прилагательных
от существительных.


28. [C К] «Из чего какой?»
Сок из ананаса – ананасовый
Суп из фасоли – фасолевый.


Задания, позволяющие закрепить знания, полученные на занятиях по обучению грамоте.


29. [K] «Подбери словечко»
Взрослый выкладывает схему слова, а ребенок старается подобрать нужное слово из предложенных.

29. [C К] «О, счастливчик!»
Если игра проводится с одним ребенком, сохраняется вся атрибутика одноименной телеигры. Но если в ней принимают участие одновременно 2 — 4 игрока, то правила несколько меняются. В центр стола, вокруг которого сидят игроки, выкладываются 4 картинки. Логопед называет любую из этих картинок, произнося только гласные звуки и выделяя голосом ударный звук. Игрок, который первым понял слово, четко произнес его и раньше других поставил свой указательный пальчик на соответствующую картинку, забирает эту картинку себе. Логопед кладет на место выбывшей новую картинку, и игра продолжается. Обладатель наибольшего числа угаданных картинок становится «счастливчиком» и получает приз.
Примечание:
1. Во избежание смешивания детьми понятий «звук» и «буква» не рекомендуется использовать в игре слова с безударным гласным О, а также слова с буквами Е, Ё, Ю, Я.
2. Среди четырех названий карточек не должно быть слов, которые без согласных звучат одинаково, например: «`аа» — «лапа», «лама» и «лампа».

30. [C К] «Слова с начинкой»
Взрослый  называет длинные слова, внутри которых «спрятались» короткие слова - названия картинок. Например, он говорит слово «ШАРфик». Дети быстро произносят слово «шар» и ставят свои указательные пальчики на соответствующую картинку. Самый сообразительный и ловкий игрок (или все угадавшие) получает призовую фишку. Победителем становится обладатель наибольшего количества фишек.

31. [C]  «Придумай  имя (вспомни животное, игрушку и т.д.) с данным звуком»

32. [C К] «Магазин»
1. Положить в сумку и назвать только предметы с заданным звуком.
2.  В этой игре дети (одни и те же изображения) легко меняют имена (сегодня - Соня, Оксана, Денис, а завтра – Рая, Ира, Захар). Ребенку нужно подобрать (в зависимости  от позиции звука) и назвать предметы, которые приобрели дети в магазине.

33. K C «Слоговое лото»
Первый игрок собирает картинки к словам, состоящим из одного слога, второй — из двух слогов, третий — картинки к словам, состоящим из трех слогов.

34. [C К] «Позиционное лото»
В игре принимают участие трое детей.
Первый игрок выбирает картинки со словами, которые  начинаются на автоматизируемый звук, второй игрок — со звуком в середине, а третий игрок — со звуком в конце.

35. [K] “Построй домик” или «Что в домике?»
Построить домик для  куклы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук  нужный звук. Либо разложи в доме куклы только предметы с определенным звуком.

36. [K] “Солнышко”
Взрослый предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук.

37. [K] “Украсим елочку”
Взрослый сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить елочку шарами с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, можно попросить ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки нарисованные на шарах,  которыми украшали елочку.

38. [C К] «Распутай слова»
В словах переставляются либо буквы, либо слоги. Ребенку нужно распутать их  (ка-кош, лост)

39. [C]  «Бегите ко мне» Деление слов на слоги.

40. [K]  «Поезд»
Разложить, назвать, придумать слова с определённым количеством слогов.

41. [C] «Назови слова с заданным звуком»
Из словосочетания, предложения ребенок выбирает и называет только те слова в которых содержится заданный звук.

42. [C К] «Что подарим  имениннику?»
Предлагаем ребенку сделать подарки животному, ребенку… в названии или имени которого содержится необходимый звук. Главным условием подбора подарков является, конечно же, наличие в название подарка того же звука, который содержится в имени, названии именинника.  (Мише  - мешок, пельмень, ремень…) Ребенок придумывает, либо выбирает подарки из предложенных картинок. В том случае, когда придумывание вызывает затруднение помогаем наводящими вопросами.  (Чем любит лакомиться мишка? Медом)

43. [C К] «Назови скорее», « Кто больше?» или «Кто дальше прошагает?»
Игру можно проводит с мячом, с фишками. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов с автоматизируемым звуком, при этом звук будет звучать правильно.

44. [C]  «Будь внимательней»
Назови лишнее слово из предложенных (где нет данного звука): цапля, звук, яйцо.

45. [C К] «Сломанное слово»
Ребенку предлагается починить «сломанное» слово.  Если ребенок читает предлагаем слова с отсутствующей буквой (.апля, .арапина, . веты, .ыплёнок), если же нет – то произносим слово с отсутствующим звуком(в отдельных случаях можно назвать позицию, в которой отсутствует звук).

46. [C К] «Слог, да слог и будет слово. Мы в игру сыграем снова»
Взрослый называет первый слог и кидает мяч, ребенок в ответ должен назвать слово, которое начинается с того слога, что назвал взрослый.

47. [C]  «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги»
Взрослый  бросает мяч ребенку слова (с автоматизируемым звуком). Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить

И на части разделить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий